Ново-Нахичеванская и Российская епархия

Армянская Апостольская Церковь Санкт-Петербурга

Тел.: +7(812) 571-99-90 Адр.: Невский пр., 40-42

Вера и диалог

Вера и диалог

Добрый день, дорогие коллеги!

История не знает ни одного периода, не освященного религией. Чем больше тайн прошлого открывает современная наука, тем больше мы убеждаемся, что все этапы исторического развития объединяет одно: все человеческие сообщества были, так или иначе, религиозны. Библия не собрание народных сказок, смесь разных суеверий, которые наука давно опровергла и в которые стыдно верить в технологически развитом 21-ом веке. Современный человек торопится, объявляя себя атеистом, а атеизм - отсутствием веры в божественную сущность. Атеисты, как и все остальные люди, верующие, ибо человек может выбрать, во что ему верить, но не может выбрать, верить или нет. Нет людей ни во что не верующих. Само неверие за последние несколько веков развития идей просвещения и гуманизма утверждается своими адептами как новая вера, современная и модная. Человеку важно знать, что быть атеистом не значит занимать нейтральную позицию, а означает ошибочное решение вычеркнуть Бога из своей жизни. Устроиться без Бога навсегда, пренебрегая божественным откровением. Чаще всего подобные попытки кончаются пустыми рассуждениями о Боге, блужданием в разных религиозных и философских идеях в тщетной надежде успокоится интеллектуально и нравственно. Наука не ведет к покою и у нее не научишься нравственности.

Религия - не отвлеченные рассуждения о божественных вещах, а вера в божественное начало мироздания и приятия этой великой тайны в свое существо. Человек вступает с Богом в персональные, личностные отношения, основанные на вере не только в единство и беспредельность Творца, но и в бесконечную милость Всевышнего в отношении своих созданий. Это непостижимо для тех, кто не дошел до веры, но нет ни одного, кто бы продвинулся дальше религиозных истин.

Какие бы прекрасные объяснения ни давала современная наука, без веры в единого и личностного Бога жизнь человека «представляется нелепым происшествием на окраине вселенной» (Б. Расселл). Наука - инструмент превосходный, но не всегда подходящий. Научные теории помогают нам понимать, как устроен мир, но только Библия объясняет, почему мы живем. Наука предоставляет много фактической информации, великолепно систематизирует весь наш опыт, но только религия вырабатывает этику и определяет, что хорошо, что плохо, что красиво, а что безобразно, что нравственно, а что безнравственно. Только религиозные и этические начала питают общественные и правовые нормы. Заниматься наукой ради науки все равно, что вытаскивать себя за волосы из болота. Справедливо сказал Эйнштейн: «Между наукой и религией не может быть конфликта. Наука без религии хромает, а религия без науки ничего не видит». Развивая эту мысль, можно утверждать, что в противном случае, в случае непримиримости сторон в долгосрочной перспективе и религия, и наука обречены на профанацию. Религия перестанет быть живой, превратится в мертвую традицию, окаменевшую форму, а культ «Божественного Разума» на вполне научных основаниях приведет к разрушительным последствиям. Вспомним, что уже во времена французской революции «Объективный разум» не остановил террор и гильотину, а нацизм так и вовсе полностью опирался на теорию эволюции. Да и сегодняшняя картина нашего мира свидетельствует о том, что, несмотря на выдающиеся технократические достижения, наша действительность скатывается к междоусобице и хаосу. Эйфория прогресса 19-го и первой половины 20-го веков улетучилась. Без религиозных оснований научный прогресс не будет прогрессом гуманным, а значит не приведет к миру и согласию. Библия сотни лет была под прицелом острия науки и выстояла. А фактов ее достоверности больше, чем у всех исторических и художественных произведений. И так Бог - не какая-то идея, а настоящая реальность. Бог не концепция, которую нужно принять, а личность, которую нужно встретить. Не только встретить, но довериться и доверять, что по сути и означает верить. Вера, в свою очередь, не означает сентиментально-эмоциональные переживания, а подразумевает участие всего разума, всего сердца, всей воли, всей полноты человеческого существа. Вера есть наш ответ на Божий призыв принять Его любовь и посвятить ей свою жизнь. Но Бог не только дарит нам свою любовь, но одновременно является источником моральных обязательств. Почему нельзя обойти эти вопросы? Почему нельзя уйти от них? Ведь у каждого из нас своя жизнь, наполненная приобретениями и утратами, задачами и стремлениями, правами и обязанностями. От успешной реализации всего этого многообразия зависит наша собственная судьба, судьба родных и близких, судьба отечества, наконец. Почему мы должны постоянно возвращаться к вековечным вопросам нашего бытия? Потому что нельзя жить полнокровной жизнью и быть полноценным человеком, не ответив в своем сердце на эти вопросы: кто мы и откуда, ради чего живем, и во имя чего готовы умереть, что станет с нашим миром, если в нем окончательно утвердятся отчуждение и недоверие, раздор и вражда?

Должны ли религии противопоставляться друг другу под благовидным предлогом найти Истину или же каждой из них спасительнее сосредоточиться на осознании своей подлинной сути, критически осмысливая свои собственные действия и образ жизни? От этих вопросов уйти невозможно, потому что некуда. Без ответов на религиозные вопросы у человека не будет мира в душе, а без религиозного мира в обществе невозможен мир на планете. Это чрезвычайно актуально не только для современности, но является смыслом всей человеческой истории. Если Бога нет, то нет и всеобщих нравственных норм, а значит не существуют и самих понятий добра и зла. В мире не останется ничего, кроме слепого, безжалостного безразличия, обернутого в беспощадный эгоизм, который в свою очередь ведет к саморазрушению человека, а вслед за ним и всего человеческого сообщества. Вот что ждет нас, если все в нашей жизни объяснять законами физики, химии и биологии. (А. Гитлер, кстати, был большим ценителем искусств и ревнителем науки, действовал строго научными методами.) Важно отметить и следующее. Поверить и принять Бога - это не все дело, это даже не полдела, это все лишь первый шаг в верном направлении. А дальше - бесконечность диалога со своим Создателем, творческие отношения в любви и в свободе, трудная дорога без конца и края, но ведущая в жизнь вечную.

Все библейское повествование представляет нам историю грандиозной мировой эпопеи, пронизанную одной Божественной целью: соединение Бога и человека, союз между существами неравносильными, но нравственно однородными. И союз этот возникает только благодаря свободной воле Творца. И поэтому «Завет» - это не двухсторонний договор, а дар Божественной любви. Верить - значит принять сей дар и жить с Богом. Богу ничего не нужно, он создал нас, чтобы любить и совершенствовать. Присоединиться к «Завету», переживать его как нечто священное - вот что, по-моему, означает быть человеком религиозным, человеком верующим. «Господин миров, милостивый и милосердный», идет навстречу человеку, падшему и несовершенному, навстречу человечеству - многоликому и многообразному. Этим объясняется множество разных религиозных систем и складывается трагическая история их взаимоотношений. У меня нет возможности говорить об этой истории долго, нет столько мудрости, чтобы выписывать рецепты, нет желания размывать Истину ради компромисса, но есть одно неотъемлемое право - всем сердцем молиться о единении всех людей в любви к единому Богу. Бог дает нам себя, чтобы и мы могли отдавать себя Ему и друг другу. Встреча религий возможна не через отказ от истины, а только через непрестанное углубление в нее. Только так можно постичь сущности религии, ее духовности, которая исходит от Духа Любви. Религия без духовности может переродиться и стать разрушительной силой, разделяя и противопоставляя людей. Духовность, являясь сердцем религии, всегда объединяет и роднит. Любая религия, если не будет отчищена истиной Любви - неизбежно вырождается в опасное суеверие. В божественном призыве любить ближнего своего нет указания на то, что ближний - наш родственник, друг, единоверец. Мы призываемся любить человека таким, какой он есть, каким он предстает пред нами. Мой ближний – тот, кого я встречаю каждый день своей жизни в готовности понять, принять, простить. И даже враг в духовном смысле есть неразгаданный ближний. Ибо последний Суд принадлежит Богу. С этим согласятся, наверное, представители всех конфессий, собранных здесь. Если это так, то к ближнему мы обязаны относиться как к Тайне Божьей. У нас нет прав вперед Бога произносить свой суд. У нас нет никаких оснований думать, что мы обладаем бесконечными знаниями о бесконечности тайн Божьих. Оставим суд Богу и постараемся помочь друг другу стать лучшими христианами, иудеями, мусульманами, индуистами или буддистами. Вместо нескончаемого противостояния давайте будем искренне познавать друг друга. А если мы решаемся на критические суждения, то должны быть готовы к критике и в собственный адрес. Вместо того, чтобы убеждать другого человека в истинности только своей веры, давайте поможем раскрыть ему глубину того, с чем он уже соприкасается в собственной традиции. Если посреди разделения и противоречий мы больше будем вслушиваться в глас Божий, то Истина будет светить всем нам и света будет достаточно для тех, кто хочет видеть.

Религию ни в коем случае нельзя подчинять практическим и  политическим целям. Это очень опасный способ очеловечивания религии и превращения Бога в слугу собственных интересов, лишая тем самым достоинства и Бога и себя. Но, несмотря на опасность превращения религии в политический морализм, я убежден, что воспитание в духе мира, справедливости и любви к Творцу и по всему творению - есть основное задание любой религии. В противном случае, если любовь не является всеобщим и главным императивом, то любая религия обессмысливается. Любовь - непреложный закон человеческого бытия, происходящий от Бога, а нравственность заключается в стремлении жить, утвердив этот закон в собственном сердце. Я в это верю и живу, не теряя надежды.

И последнее. Настали времена, когда каждый человек, в состоянии благодати что-то узнающий о той любви, которая есть Бог, приобретает необычайную ценность. И это вопреки всем религиозным и национальным различиям! Все те, кто не довольствуется пошлым потреблением, не утонул в мирских удовольствиях и прихотях, не заперся в бесконечном себялюбии и не увлечен идеей собственной исключительности, - все они составляют живую ткань истории и являются чем-то прекрасным в глазах Божьих. Все те, кто не ищет земного рая, пренебрегаемая Небесным, кто не трясется над своим счастьем, а идет навстречу другому, подражая Богу в Любви, - они и только они есть сыны Божьи. Из них собирается народ Божий. А их вера является содержанием всех богодухновенных религий. Без такой веры и такого народа все исторические формы остаются лишь моделями, символами, неполными и даже условными.

P.S. Я вспомнил интересный разговор с архиепископом Езрасом Нерсисяном, патриаршим экзархом, главой Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви. Он с удивлением говорил о том, что у нас в стране много праздников, но нет одного очень важного - Праздника Веры. Мне кажется, этот праздник мог бы стать радостным и объединяющим.

P.P.S. Дописав свой доклад, как христианин воцерковленный, я с грустью подумал о том, что нигде не упомянул имени своего личного Спасителя - Иисуса Христа. Но видит Бог, все, что бы я ни писал, продиктовано духом Христовой Любви и написано ради этой Любви.